Государственная налоговая
администрация (ГНАУ) разработала порядок подачи налоговых накладных по
НДС в общий электронный реестр накладных. Предусмотрев обязательства
налогоплательщиков, налоговики не определили для себя ни сроков
обработки накладных, ни ответственности за затягивание проверок.
Эксперты опасаются, что права предприятий на возмещение НДС и
формирование налогового кредита будут ограничены. Но уже на следующей
неделе эта схема может быть оспорена в судах.
В распоряжении Ъ оказался проект "Порядка подачи налоговых накладных
для регистрации в общем реестре налоговых накладных в электронном виде
средствами телекоммуникационной связи", разработанный ГНАУ в
соответствии с распоряжением #1178-р от 23 сентября. Кабмин предоставил
налоговикам право регистрировать накладные по НДС на этапе их передачи
от продавца товаров, работ и услуг покупателю. С 1 ноября ГНАУ будет
регистрировать накладные на сумму от 1 млн грн. Введена и солидарная
ответственность плательщиков за уплату НДС.
Проектом предусмотрено, что налогоплательщик-продавец должен
подготовить электронную накладную, обеспечить ее цифровыми подписями
главного бухгалтера и руководителя, аналогом печати плательщика и
зашифровать информацию. Эти же условия должна выполнить
компания-покупатель для получения накладной. После получения налоговой
накладной в ГНАУ намерены проверять ее, но в проекте документа не
указано, сколько времени налоговики будут обрабатывать полученные
данные. К тому же ГНАУ будет иметь право отказать в принятии накладной,
если документ "сформирован с ошибкой". "Это парализует
предпринимательскую деятельность. Нет ни сроков, ни ответственности за
затягивание рассмотрения накладных. Они будут годами их рассматривать,
а предприятиям нужно работать",– возмущен президент Союза налоговых
консультантов Леонид Рубаненко.
Согласование накладных займет не более 30 мин., заверил Ъ директор
департамента информационно-аналитического обеспечения процессов
налогообложения ГНАУ Сергей Шевченко. Если ГНАУ не сможет оперативно
зарегистрировать накладную по НДС, предприятие-покупатель не сможет
сформировать налоговый кредит и в декларации "выйти в ноль" – в
отчетности будут фигурировать только налоговые обязательства.
"Ограничивается не только право на возмещение НДС, но и возможность
формировать кредит",– утверждает член Совета предпринимателей при
Кабмине Татьяна Зацерковная.
Предприятиям придется потратить средства на покупку электронных ключей,
подписи и установку программного обеспечения для подачи накладных в
общий реестр. "С 1 ноября будут подавать накладные только крупные
плательщики, а им не нужно заключать с ГНАУ договоры для передачи
накладных в электронном виде. Они уже имеют такие соглашения",–
пояснили Ъ на горячей линии технической поддержки программного
обеспечения ГНАУ. Свидетельства плательщика НДС на 1 сентября имели
314,779 тыс. юридических и физических лиц. При этом из общего
количества плательщиков НДС, которые имели текущие налоговые
обязательства, в сентябре уже 90,02%, или 236,363 тыс., подавали
отчетность в структуры ГНАУ в электронном виде.
С 1 января 2010 года плательщики будут обязаны подавать накладные с
суммой НДС более 500 тыс. грн, с 1 апреля – более 100 тыс. грн, поэтому
у компаний еще есть время переоснаститься. В ГНАУ аккредитованы четыре
сертификационные компании – IВК, "Арт-мастер", "Украинский
сертификационный центр" и "Украинские специальные системы", продающие
электронные ключи и программное обеспечение (50-540 грн). "В кризис
предприниматели должны нести расходы на навязанную нам электронную
отчетность",– возмущена госпожа Зацерковная.
Но эта схема может и не заработать, так как секретариат президента
будет рекомендовать Виктору Ющенко остановить действие решения о
создании реестра накладных, рассказал Ъ руководитель главной службы
социально-экономического развития секретариата президента Роман
Жуковский. Судебный иск о незаконности распоряжения #1178-р на
следующей неделе планирует подать и Украинский союз промышленников и
предпринимателей, пообещал вчера его глава Анатолий Кинах.
НАТАЛЬЯ Ъ-НЕПРЯХИНА
|